ПНЕВМОПОЛИТИКА. Духовная ось Россия-Сербия как основа православной цивилизации в двадцать первом веке
В то же самое время, когда западная, так называемая либерально-капиталистическая модель, начала, за счет собственной глобализации, с огромной скоростью налаживать мировое политико-экономическое культурное господство, рос и экономический кризис. Так, вместе с ускоренными процессами транснациональных интеграций, начался процесс разрушения основной ценности, которая хотя бы снаружи украшала эту систему и которая делала ее более приемлемой возможно для большинства населения земного шара: уважение к свободе и целостности личности.
Так называемая «Мировая война» против терроризма несет в себе все элементы классического полицейского государства тоталитарного типа в ведущих западных странах – США, Британии, Германии, Франции. Политические проекты наряду с Европейским союзом и Северно-американским союзом дают всю большую власть в руки наднациональных политико-финансовых элит, которые не ответственны ни перед каким «избирательным телом» (голосующим телом), а все менее подвержены контролю стран-членов этих транснациональных организаций. В то же время, с падением международной системы, основанной на Хартии ООН, главные носители так называемого либерально-демократического порядка, западные силы во главе с США разбивают все основы международного права, вводя беспощадные правила джунглей в межгосударственные и межчеловеческие отношения. Следовательно, под лозунгом «расширения западных ценностей», они, на самом деле, заглушаются. Население, живущее внутри этих транснациональных объединений, как и население стран, сила гравитации которых направлена к ним же, встали перед выбором: существуют ли люди ради системы, ради некоторого «Нового мирового порядка», или система существует ради них. Другими словами, такие понятия как: «интеграция», «глобализация», «демократизация», «гуманитарные интервенции» и др. – заменили высшую ценность, с которой Запад ассоциировался на протяжении нескольких веков – человеческой свободой.
По параллельной колее движется капиталистическая глобализация, ввиду растущего кризиса своих кредитно-финансовых рынков находящаяся в предынфарктном состоянии. Растущий экономический кризис грозит дестабилизацией, даже и самых больших мировых хозяйств, что повлечет тем самым за собой не только опасность массовой безработицы и общественные беспорядки, но и непосредственную угрозу основной парадигме современного капитализма – свободному предпринимательству и рыночной экономике. Так, с нарастанием кризиса, последует не только массовый гнев по отношению к наднациональным корпорациям и их моделям, но и все более многочисленные государственные вмешательства с целью стабилизации финансовых рынков, спасения больших хозяйственных систем от банкротства и т.д., что еще больше дезавуалирует так называемую либерально-капиталистическую модель, которая уже давно с помощью государственно-политических и финансово-денежных манипуляций безвозвратно искривлен на практике, но который все еще главенствует в идеологическом плане, благодаря созданному ей имиджу в СМИ.
На данный момент единственная ясно предложенная альтернатива западной модели, находящейся в кризисе, – это общественный договор Уммы – мирового исламского объединения, нового халифата, который мог бы заменить декадентскую западную систему. Это, конечно, подходит и мусульманам – хотя и среди них существуют глубокие разделения – даже для многих неверующих, потерянных овец, блуждающих по полянам западной духовной пустыни, но никак не приемлема для тех, хоть немного растерянных и сконфуженных, но еще осознающих свою причастность к европейской христианской цивилизации.
Поэтому, как ответ на вопрос нарастания кризиса и альтернативной модели, предлагаемой сейчас, необходимо оживить и заново кодифицировать, в соответствии с современностью и ее требованиями, одну, давно теснимую модель европейской христианской цивилизации, модель «забытой Европы» – цивилизации Восточной Римской империи, которая сущностным способом комбинирует модель, основанную на христианском понимании свободы и достоинства личности, модель, основанную на превосходстве высших, «божественных» начал над (только) человеческими – что, по сути, является моделью, которой Ислам магнетически притягивает массы людей по всему свету, которые ощущают себя под угрозой или даже соблазняемых все более агрессивной западной секуляризацией.
Одна православно-византийская цивилизация может ответить на вызовы нового времени, на угрозы все более декадентского и несвободного западного материализма и исламского религиозно-общественно-политического тоталитаризма, и предложить новый цивилизационный путь свободного человека. Православно-византийская цивилизация не может и не должна соревноваться ни с новой западной моделью тоталитарной экономической безопасности/действенности, ни с исламским фанатизмом, который посредством инструментализации человеческих онтологических потребностей, по сути, обессмысливает его свободу и достоинство. Козырь православно-византийской цивилизации – в поднятии личной свободы и достоинства личности ради высшей ценности каждого человеческого общества, в оптимальных государственных рамках, которые бы помогли добиться этого.
В эту схему, как источник построения современной модели византийско-православной цивилизации, необходимо вмонтировать (заложить в основание) и практическую науку, которая бы дала ей (модели) границы конкретного действия и высказывания на политическом, общественном, промышленном и культурном уровне. Эта наука, которая бы представляла новое направление осмысления и выражения людского бытия в 21 веке, называлась бы ПНЕВМОПОЛИТИКОЙ, т. е. духовной политикой, политикой, основанной на духовных ценностях, из которых человек создан и к которым, волей-неволей, стремится. Главной целью ПНЕВМОПОЛИТИКИ станет заложение фундамента для воплощения единственно возможного направления развития человечества 21 века.
Исходный постулат ПНЕВМОПОЛИТИКИ должен быть ясен с самого начала: ПНЕВМОПОЛИТИКА не будет некоей синкретической дисциплиной, как, например, «New Age», пропагандирующий слияние разных духовных традиций в одну, намеренно спасительной и объединяющей. Нет. Наоборот, ПНЕВМОПОЛИТИКА должна руководствоваться тем фактом, что само ее понятие, сама ее возможность, неминуемо произошла именно из византийско-православной цивилизации и христианского понимания мира и места человека в нем. Это, конечно, не исключает общение, даже ближайшее сотрудничество как со сторонниками других духовных традиций, так и с атеистами. Это просто значит, что одним из основных постулатов ПНЕВМОПОЛИТИКИ, в истинном диалоге идей, каждое преходящее бытие должно быть ясно идентифицировано – это единственный способ для прямого взаимодействия мнений.
Некоторые из направлений, выходящие из ПНЕВМОПОЛИТИКИ, следующие:
– Политика: необходимо настаивать на том, чтобы политическое действие в обществе соотносилось с основными ценностями, которые представляет православно-византийская цивилизация, основы которой в верховном постулате свободы, достоинства личности и примата вечного над временным. Здесь специально говорится не о политической системе, но о действии, так как посредством исключительного усреднения система попала бы в капкан тоталитарного осмысления «совершенного» политического объединения, что бы с самого начала разрушило фундамент, на котором основана православно-византийская цивилизация. Направления развития должны быть предлагаемы самим действием, в соответствии с установленными стандартами; если действие основано на настоящих ценностях, результат – система – не может исчезнуть. А, так как план Бога не знает никто, даже никто не проникнул в тайну времени и сиюминутного момента – а тем более далекого будущего – тогда было бы не только претенциозным, но и крайне тоталитарным настаивать на «идеальном» общественно-политическом творении на земле – хотя некоторые модели, к которым стремятся люди, основаны на православно-византийских традициях. Модели развития должны быть представлены как парадигма, без каких бы то ни было уступок по отношению к тому, что «Запад» считает правильным или нет. Стандарты действий, которые должны быть установлены, не смеют быть тоталитарными, они уже должны послужить в качестве матрицы, с помощью которой можно оценить действия политических актеров и давать суждения о них, как и направлять их действия путем ясных политико-общественных стандартов. Кратко, основной лозунг ПНЕВМОПОЛИТИКИ должен выглядеть следующим образом: «Только средства оправдывают цель».
– Экономика: и здесь необходимо избегать опасности предыдущих «идеалистических» моделей, и абсолютно воспротивиться тенденциям нормирования каждой мелочи людского естества, даже и хозяйственного, что как раз является стремлением, например, к монументальным правилам Европейского союза. Напротив, если высшей ценностью православно-византийской цивилизации является свобода личности, тогда это должно применяться и на практике. Следовательно, каждой личности должно быть разрешено ошибаться и исправлять последствия собственных решений, конечно, если это не ставит под угрозу жизнь других людей. С другой стороны, настоятельно рекомендуется установить основные постулаты оптимальной хозяйственной деятельности, отталкиваясь от факта, что свобода и достоинство личности должно быть ценным как для генерального директора, так и для рабочего; инициативность и храбрость первого должна быть оцениваема через призму важности труда второго, без которого первый не смог бы даже раздумывать над собственной инициативой, тем более реализовывать ее. И, конечно, из усредненности не выбросить ни консументов, так называемых «потребителей», у которых есть неприкосновенное право знать, что они покупают, и получать то, что искали. Поэтому, например, одна спайка этих устремлений могла бы выразиться в основной стратегической презентации «нерыночного ремесла», который одинаково ценит творчество и достоинство и производителя, и покупателя, с минимальными бюрократическими проволочками и хозяйственным пространством, защищенном от спада и главенства огромных систем транснациональных корпораций. Значит, стремление бы было направлено на (конечное) налаживание истинного либерального капитализма «с душой».
– Защита окружающей среды: еще один основной постулат цивилизационной экономической деятельности должен основываться на безусловном уважении к окружающей среде, и здесь госаппарат не может и не смеет идти на компромиссы и исключения. В основе должно быть исходное положение о том, что сама по себе хозяйственная деятельность, угрожающая живому миру, нежелательна и неморальна.
– Культура: наряду с абсолютным избеганием предписаний направления творческого выражения, основной постулат уважения достоинства личности должен состоят в самой основе православно-византийской культуры, в согласии с духовными началами, на которых она и создана. Следовательно, насилие ради насилия, порнография, скаредность, богохульство на холсте или на сцене – явления, к которым нужно применить санкции на государственном уровне. В этом смысле госфинансирование на эти проекты идти не должно. Частные вложение в подобного рода проекты не нужно запрещать, но по отношению к ним должно существовать ясно выраженное, официальное мнение государства, а их трансляция должна быть ограниченной. Невозможно, чтобы бы какое-либо объединение граждан не имело собственного мнения по этому вопросу: быть без мнения – уже само по себе иметь мнение, из которого следует, что святыня и осквернение имеют одинаковую «объективную» ценность, что идет вразрез с основаниями византийско-православной цивилизации.
– Армия/оборона: превосходство морских сил должно основывать на обороне, что включает не только пассивное реагирование, но и активное отражение возможной агрессии. Необходимо, в то же время, сформировать концепцию службы в армии: честь и защита слабых должны стать высшими ценностями. Государство не смеет и не может разоружаться, но нужно определить направления будущего развития оборонного комплекса в соответствии с принятой цивилизационной матрицей. Следовательно, исследования должны идти в направлении как можно более «благородного» и наименее поражающего и разрушающего оружия. Доктринально, нужно заново думать о военных традициях, согласно которых гражданское общество должно быть абсолютно исключено из всех военных действий, и настоять на введении строжайших правил в этом плане на международном уровне.
– Сельское хозяйство: основной постулат православно-византийской цивилизации является неприкосновенным: все, что Бог создал для нужд человека, человек не смеет в сущности менять. Значит, генетическая модификация или клонирование в каком бы то ни было виде apriori не могут быть приняты. Также неприемлемы средства защиты, загрязняющие землю и делающие ее на длительный период отравленной и/или бесплодной. Земли православно-визайнтийской цивилизации должны стать садом человечества, как в эстетическом, так и в утилитарном значении.
– Дипломатия: Россия в начале 21 века здесь уже сформировала основную матрицу, согласно которой подразумевается уважение к существующему международному порядку, но важнее то, что необходимость обоюдного договора во внутриполитических и/или религиозных спорах, с ясными правилами, действуют одинаково для всех союзников. С другой стороны, отношения по отношению к другим государствам должны быть основаны и на обоюдном уважении. То, что будет постоянным вызовом, есть осмыслением транснационального пневмополитического общения и установление связей, основанных на общих духовных ценностях, с обхождением ловушек технократических интеграционных процессов.
Православно-византийская цивилизация может сделать много больше, чем только строить свою собственную модель: она может дать новое цивилизационное вдохновение западно-европейской (евро-атлантической) части (тогдашней) христианской цивилизации в борьбе не только против исламского фундаментализма, но и против собственного падения в политический оруэллизм и духовное декадентство.
В этом смысле, новая геополитическая русско-сербская духовная основа может сыграть ключевую роль в активной работе по созданию новой альтернативной глобальной цивилизационной модели, которая бы в первую очередь наполняла пространство между Россией и Балканами. Такая ось могла бы быть в сущности намного сильнее всех традииционных военно-экономических союзов, так как корни ее глубже и выносливее. В то же время, эта модель стала бы и лучшим дипломатическим оружием в руках стран новой ПНЕВМОПОЛИТИЧЕСКОЙ оси, в подобно «американской мечте», бывшей лучшим дипломатико-стратегическим оружием в руках США на протяжении всего 20 века. Следовательно, чем цивилизационная модель будет более приемлема на общечеловеческом уровне, тем сами ее носители будут считать ее более привлекательной. Следует добавить, что во времена, когда технологическая мощь выросла до такой степени, что каждое цивилизационное столкновение может перерасти в Армаггедон, единственное здоровое пространство для межцивлизационного соревнования – пространство духовное. А в этом аспекте православно-византийская цивилизация имеет бесспорное преимущество.
Православно-византийская цивилизация должна ясно и громко выразить духовную политику – ПНЕВМОПОЛИТИКУ – как и свою высочайшую духовную ценность, под знаменем которой она и будет действовать, пропагандироваться, и как Константин Великий, побеждать, но не силой, а мощью собственного примера и цивилизационного духа.
Перевод с сербского - Травкина Анна
- Извор
- Српска Ру
Коментара (1) Оставите Ваш коментар Објавите новост
Исхрана на радном месту је један од кључних фактора који утичу на продуктивност, здравље и опште задовољство запослених. Квалитетни оброци не само да пружају енергију неопходну за рад, већ...
Председник Александар Вучић изјавио је да му је потврђена вест да за неколико дана САД уводе комплетне санкције против Нафтне индустрије Србије (НИС) због руског власништва. Кад је нека...
Руске снаге извршиле су комбиновани удар на објекте енергетске и војне инфраструктуре на територији под контролом кијевског режима.
Остале новости из рубрике »